На сегодняшний день парапланеризм является одним из самых простых, самых безопасных и самых доступных видов спорта и отдыха.
Для полетов вам достаточно приобрести параплан или посетить специализированный клуб. С высоты птичьего полета можно увидеть всю красоту земли, насладиться отдыхом, полной свободой. Вены наполняются адреналином, полет захватит вас полностью, вы забудете о всех своих проблемах и полностью отдадитесь во власть параплана.
Для полетов необходим холм без растительности, высотой выше 150 метров. Обычно идеальными условиями являются горнолыжные курорты, но летают и в других местах, например под Киевом в Ходосеевке. Если нет условий, а летать хочется, применяют следующий способ - человека разгоняют и тянут специальным тросом - на равнине или водной поверхности. Последний способ самый безопасный, если конечно человек умеет плавать.
Нельзя путать полеты на параплане с прыжками с парашютом. Это абсолютно разные вещи. На параплане летают. Причем достаточно неплохо. Скорость снижения зависит от мастерства пилота и от погодных условий. Обычно хороший параплан развивает скорость в горизонтальном направлении 20-40 км/ч при этом снижаясь со скоростью около 1 м/с. Длительность полета может составлять 1-2 часа, дальность - 30-50 км. Но парапланы с высокими аэродинамическими свойствами требуют высокого мастерства пилота. Обычно для новичков достаточно параплана первого класса, который самостоятельно выходит из критического состояния за 4 секунды. Парапланы второго класса используют опытные спортсмены. Третий класс используется только мастерами, да и то редко. Слишком сложное управление и зависимость от погодных условий.
Если вы никогда не летали на параплане, то выбирайте только 1 класс. Ошибкой новичков обычно является недооценка всей серьезности данного вида спорта. Потом часто бывает поздно. Но если вы прошли курс обучения, у вас отличный параплан - то бояться нечего. Никогда не покупайте параплан, если вы никогда не летали. А также следует остерегаться покупки б/у и у случайных продавцов. Во-первых, вы можете купить совсем не тот параплан, который вам подходит, а во-вторых, ненадежную вещь. Параплан должен соответствовать вашему весу. Существуют специальные весовые категории, и желательно что бы ваш вес приходился на середину допустимого диапазона.
С собой необходимо взять:
1. Плотную одежду с длинным рукавом и штанинами
2. Плотную обувь на толстой подошве, низких каблуках (ботинки, кроссовки и пр.). Кеды строго не рекомендуются!
3. Перчатки (в холодную погоду - обязательно, летом - желательно)
4. Если вы носите очки или контактные линзы, то можно взять с собой горнолыжные или специальные парашютные очки.
На сегодняшний день рынок "воздушных услуг" еще не сформировался, но определенные ценовые тенденции уже наметились. Так, например, стоимость первого полета в Киевской области обходится приблизительно в 30 грн. На горных курортах - в 50-60 грн. Последующие полеты, как правило, вдвое дешевле. Полет в тандеме с инструктором стоит около 50 грн. Курс из 10 уроков у инструктора может "потянуть" на 150$. Тогда Вас обучат прыжкам с горы, управлению парапланом на большой высоте (до 1000 метров), дальним полетам и технике длительного парения. После этих занятий новичок может летать самостоятельно. Первый вводный курс обучения длится всего 30 минут, и вы уже можете летать.
В Крыму летают в следующих местах.
Гора Ай-Петри.
Гора Ай-Петри находится на южном побережье полуострова Крым в районе города Ялта. Высота старта над уровнем моря около 1100 метров. Стартовых площадок несколько - ближайшая в 100 метрах от станции канатной дороги. В качестве посадочных площадок можно использовать пустынные причалы в Алупке и пляжи в Мисхоре, Симеизе и т.д. Следует избегать посадок на пляжи и территорию домов и баз отдыха силовых структур - возможны неприятности. Поднятся на стартовую площадку можно на машине или по канатной дороге (самый разумный вариант). Переночевать на вершине горы можно у спасателей (2 км от станции канатной дороги) или на базе отдыха. С питанием проблем тоже нет (есть ларьки и базар). На горе работает местная парапланерная школа. Доехать до Ай-Петри можно с автовокзала в Ялте маршрутным такси (N27 или N27a до станции "Канатная дорога").
Гора Клементьева.
Гора Клементьева (оригинальное название - Узун-Сырт) находится на Юго-Восточном побережье Крыма, между городом Феодосия и поселком Планерское (Коктебель), и представляет из себя хребет, длиной около 7 километров. Рельеф позволяет парить в динамических и термических потоках при южных, юго-западных и северных ветрах. Южный склон горы крут и имеет перепад высот от 80 до 120 метров. Северный склон более пологий, перепад высот около 60-100 метров. В окрестностях разбросаны горы и горки под различные ветра. От горы Клементьева до берега моря приблизительно 7 км, до поселка Планерское приблизительно 7 км, до Феодосии - около 15 км. На вершине горы находится база дельтаклуба (бар, туалет, душ, домики для проживания, место для палаточного городка с подведенным электричеством, автостоянка). Условия проживания достаточно комфортные (в домике две кровати, платяной шкаф, стол, тумбочки, умывальник, электричество). Цены на проживание можно узнать, позвонив непосредственно на базу по телефону (806562) 36-222.
Летают также рядом с пляжем, с близрасположенной горы. Там катают всех желающих - высоты небольшие, зато для туристов в самый раз полетать над нудистским пляжем. Стоимость такого полета от 60 до 100 грн в зависимости от сезона. В августе дороже всего. Полеты только с инструктором. Летают почти каждый день, по погоде.
Гора Агармыш.
Гора Агармыш находится в окрестностях Старого Крыма, в 25 км от Феодосии. К месту старта идет вполне приличная дорога, по которой можно проехать на любой легковушке. Поворот на эту дорогу, ведущую на Агармыш, найти достаточно просто. Можно спросить у местных. Старт ориентирован под северный ветер. Когда на горе Клементьева слишком слабый или сильный ветер, и летать плохо или невозможно, здесь можно летать. Справа от старта расположен карьер, над которым практически всегда можно найти дежурный поток +2+3. Причем потоки мягкие и широкие. При желании можно лететь против ветра - впереди бескрайние поля. Можно просто полетав и растратив высоту возвращаться к карьеру и снова набирать.
Фото: Красношапка Денис