ASINFO - Карпати, Крим, Азов, Чорногорія.

Головна

Контакти:
тел. (+38097) 298-54-96
        (+38095) 86-34-999
info@asinfo.com.ua

Крым

Инкерманский пещерный монастырь

Инкерманский монастырь Инкерманский пещерный монастырь расположен на правом берегу реки Черной при ее впадении в Северную бухту в окрестностях Севастополя. Основанный в VIII-IX веках монахами-иконопочитателями, бежавшими из Византии от преследований иконоборцев. Основные помещения монастыря - пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, сооруженной византийцами в VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Пещерные помещения снаружи скалы обозначены арочными окнами, объединенными треугольными тимпанами.
Предание гласит, что в конце I в. св. Климент, папа римский, был сослан в Инкерманские каменоломни за исповедание Христовой веры. В VI в. византийские строители, защищая подступы к православному Херсонесу, строят в горах каменное укрепление. Князья Феодоро в XV в. укрепляют древние стены крепости, наименовав ее Каламитой. Расположенная в устье Черной речки, Каламита надолго становится "яблоком раздора" между ними и генуэзцами. В 1475 г. ее захватывают турки, они реконструируют стены и башни, дав крепости новое имя "Инкерман", что переводится как "пещерная крепость".

В скалах Инкермана, освященных пребыванием Св.сщмч. Климента, обнаружено уже около тридцати средневековых пещерных церквей и девять монастырских комплексов: на правом берегу р. Черной - в южном, западном и восточном обрывах Монастырской скалы, в юго-западной и восточной части Загайтанской скалы; на левом берегу р. Черной - на склонах Каменоломенного оврага и Троицкой и Георгиевской балок, в обрыве скалы напротив железнодорожной станции "Инкерман-1". По мнению историков, "в эпоху развитого средневековья в Инкерманской долине был монашеский центр, подобно Афону, Олимпии, Меторе, Вулканической долине". Поистине это была целая монашеская страна.
Один из известных нам средневековых пещерных монастырей Инкермана находится в Загайтанской скале, другой - в устье Каменоломенной, или Советницкой, балки, третий, ныне действующий, освященный во имя св. сщмч. Климента, папы Римского, - в Монастырской скале.

Монастырь создавался, по всей вероятности, византийскими изгнанниками-иконопочитателями VIII-IX веков. Наиболее замечательны в нем три древних пещерных храма, вырубленных в монолитном теле скалы. В верхнем полукружии скальной апсиды третьего храма вырезан большой каменный крест, от которого как бы произрастают растительные побеги. Такие кресты часто именуют "процветшими", они обычны для византийского камнерезного искусства начиная с X столетия. Символический смысл такого изображения в некоторой степени проясняет греческая надпись на каменной колонне, вырезанная рядом с подобным крестом из Херсонеса Таврического. Она гласит: "Сей крест вырастает в отводок смоковницы Божьей и жнецы не искоренят его корней", намекая сим на несокрушимость Церкви Христовой.
Вход в монастырь св. сщмч. Климента расположен в нижней части скалы (в средневековое время было не менее трех входов с лестницами); от него идет вперед и вверх коридор-тоннель, в правой стене которого вырублены окна и две балконные двери, в левой стене по ходу коридора расположен ряд помещений: склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус с кельями и колокольней, и три пещерные церкви:

Церковь во имя св. Мартина Исповедника, папы Римского, в плане прямоугольная, с алтарной апсидой на востоке, потолок сводчатый; представляет собой "обыкновенный тип крымских пещерных старых церквей"; в 1867 г. была перепланирована.
Инкерманский монастырь Церковь во имя Св. апостола Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим папой Климентом; небольшая по размерам, с низким горизонтальным потолком; алтарь отделен сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками; по предположению епископа Гермогена, "через левое окно можно было подавать в алтарь хлеб, вино и прочие принадлежности богослужения, и потому в алтаре под ним встроен жертвенник, а над ним - ниша, может быть, для хранения священных сосудов, а через правое можно было принимать исповедь кающихся, и поэтому тут устроено из камня для священника седалище. В алтаре - престол, вырубленный из камня и непосредственно примыкающий к восточной стене, как и везде в пещерных храмах".
Главный храм монастыря освящен во имя Св. сщмч. Климента, папы Римского; это один из самых больших пещерных храмов Крыма; имеет форму трехнефной базилики, в алтаре расположены синтрон, престол, примыкающий к стене апсиды, и ниша для запрестольного образа, вверху - рельефное изображение "процветшего" креста в круге. В древности храм был посвящен св. вмч. Георгию Победоносцу; об этом сообщает священник Иаков, побывавший в Инкермане в 1634 г. в составе русского посольства: "...называют де тое церковь, святым Юрием исстари"; на карте И. Батурина 1773 г. он также обозначен как "Собор св. Георгия Победоносца".

В 1634 г., когда после прихода магометан монастырь находился в запустении, его посетил русский священник отец Иаков, который застал тут следы росписей: образы Саваофа - Бога Отца, пророков и святителей - и даже обнаружил в гробнице нетленные мощи. В 1852 г. открылась Инкерманская киновия, освященная в память о св. мученике Клименте Римском.
Монастырь возрождался постепенно и основательно. В 1867 г. завершилось строительство двухэтажного дома для монастырской братии с церковью Святой Троицы. Причем монастырь заботился о реставрации не только храмов, но и величественных руин крепости Каламита.
В XIX в. дань уважения скальной обители в разные годы отдавали члены Царствующего Дома. Сюда из разных уголков Отечества стекалось множество паломников, для приема которых была отстроена гостиница. На самой же горе среди развалин стен Каламиты в 1905 г. выстроена в стиле поздневизантийского зодчества церковь св. Николая Мирликийского, увенчавшая архитектурный ансамбль Монастырской скалы.
В 1920 г. все храмы были превращены в приходские; на национализированных монастырских землях была образована трудовая артель, в которую вошли оставшиеся здесь монахи. К 1921 г., при настоятеле архимандрите Венедикте (Чеботареве), было 20 священнослужителей, 10 монахов, 4 послушника. Начиная с 1924 г. монастырские храмы постепенно закрываются: Димитровский, Пантелеймоновский и Благовещенский - 20 мая 1926 г., Никольский храм - 9 июля 1926 г.; 6 октября 1927 г. часовня, построенная на месте захоронения воинов, погибших в Инкерманском сражении, была передана детскому саду, а 10 февраля 1927 г. упразднена как культовое здание; 12 июля 1928 г. закрыт храм иконы "Всех скорбящих радость", 3 февраля 1930 г. - Троицкая домовая церковь; 15 декабря 1931 г. прекратили существование древние пещерные храмы (Климентовский, Мартиновский, Андреевский). Последними насельниками киновии были: настоятель архимандрит Венедикт (Чеботарев), о. Прокопий (Качан) и два 85-летних старца: о. Герман (Андреевский) и о. Митрофан (Бороздин); 8 марта 1932 г. монастырское имущество было передано Севастопольскому музейному объединению; в этом же году в пещерной церкви свт. Мартина была устроена музейная выставка, но просуществовала она недолго: в 1936 г. ее пришлось закрыть, так как экспонаты стали портиться от сырости.
И вот в 1991 г. начинается возрождение Свято-Климентовского монастыря, сюда вновь возвращаются иноки. Возрождению монастырь во многом обязан архимандриту Августину (в миру Александру Половецкому), уроженцу Севастополя. Его стараниями в древнем храме перед расписанным им самим иконостасом затеплились лампады.

В монастырском дворике у подножия скалы погребены трагически погибшие 13 сентября 1996 г. архимандрит Августин и иеромонах Агапит.
Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский.



Статистика




Copyright © 2002 - 2024 "ASINFO"
Материали та фото захищені авторським правом. Використання материалів без дозволу авторів заборонено.